Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

веронезе паоло

Энциклопедический словарь

Вероне́зе Паоло (Veronese), настоящая фамилия Кальяри (Caliari) (1528-1588), итальянский живописец эпохи Возрождения. Представитель венецианской школы. Праздничные, светские по духу картины, панно, росписи Веронезе отличаются органичной связью с архитектурой, размахом композиции, изысканностью серебристого колорита (фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, около 1561, «Брак в Кане», 1563).

* * *

ВЕРОНЕЗЕ Паоло - ВЕРОНЕ́ЗЕ Паоло (Veronese; наст. имя Паоло Кальяри, Caliari) (1528, Верона - 9 апреля 1588, Венеция), итальянский живописец, один из крупнейших представителей позднего итальянского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).

Семья Паоло Кальяри происходила из Ломбардии, но перебралась в Верону, где дед и отец будущего художника, каменотесы, работали на строительстве городских стен. Паоло был отдан в обучение к архитектору Микеле Сан Микеле, у которого получил навыки обработки камня, в рисовании, но архитектором он не стал. Вскоре он перешел к живописцу Антонио Бадиле, под руководством которого делал рисунки с гравюр Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт), а в конце 1540-х годов, как сообщают биографы, начал работать самостоятельно. Его призванием стала монументальная живопись, позволявшая ему проявить фантазию, мастерство композиционных замыслов, великолепный дар колориста. Он начал, согласно сохранившимся сведениям, с росписей загородных вилл патрициев области Венето и фасадов домов (последние, к сожалению, не сохранились).

Одной из самых ранних работ Паоло, получившего прозвище Веронезе («Веронец»), были в нач. 1550-х годах росписи виллы Соранца около Кастельфранко, выстроенной Микеле Сан Микеле в 1551. Они известны по описаниям М. Ридольфи, так сохранились лишь их фрагменты. Аллегорическая композиция «Время и Слава» - одна из них. Могучий старец Хронос из-за облака наблюдает над трубящей Славой, легкая фигурка которой парит в небесном пространстве. Фреска исполнена в светлой яркой колористической гамме. Светло-серые, лиловые, розовые, зеленые цвета - станут излюбленными цветами в палитре Паоло Веронезе. Сам тип росписи с аллегориями светского содержания, с мифологическими сценами, по-видимому, отвечал росписи загородной виллы, прославляющей род хозяев дома, красоту природы.

В 1553 Паоло Веронезе был приглашен в Венецию для участия в росписи Дворца дожей. По программе, составленной венецианским гуманистом Даниэле Барбаро, здесь предполагалось осуществить роспись трех плафонов на тему популярную в эпоху Возрождения, развивающую миф о политическом и экономическом могуществе славной Республики Св. Марка, Паоло Веронезе исполнил три композиции на полотнах, заключенных в рамы, окружив их аллегорическими композициями в овалах (по две фигуры в каждом). В центральной части плафона он написал фигуры Венеции и Юпитера, изгоняющего пороки. В образе главного божества Олимпа он прославил деятельность дожа и Совета десяти - верховного органа Республики.

Период 1553-55 художник провел в Вероне, но получив в 1555 заказ на роспись церкви св. Себастьяна в Венеции, вновь покинул родной город. Как и во дворце Дожей, три картины исполнены на холстах и вставлены в рамы. Исполненные в светлой колористической гамме сцены из истории Эсфири («Триумф Мардохея», «Эсфирь, направляющаяся к царю Ассуру») придали интерьеру праздничность, сюжет из легендарной истории передан с большой фантазией, красочно и повествовательно. Пластически выразительные фигуры персонажей написаны в экспрессивных движениях, а в композиционном решении сцен - ощутима свобода и размах. Эта работа принесла большой успех молодому художнику и, как свидетельствуют современники, была высоко оценена Тицианом (см. ТИЦИАН).

В конце 1550-х годов Веронезе создает и станковые картины, обращается к написанию портретов («Граф де Порто с сыном Адриано». Флоренция, частное собрание), привнося в него элементы жанровости. Станковое полотно «Христос в Эммаусе» (конец 1550-х годов, Лувр) - одно из первых изображений «трапез господних», которые будет часто изображать художник. Легенда о Христе и двух его учениках, узнавших в путнике воскресшего учителя, интерпретируется как изображение трапезы простой венецианской семьи или сцены в трактире, в скромном интерьере. Вокруг персонажей Священного писания размещены изображения простых людей, среди которых есть и портреты заказчиков, хозяина трактира. Удлиненный формат картины позволяет вместить много фигур, создать развернутое повествование о легендарном событии.

Продолжив изображение «трапез господних», Веронезе создает большое полотно «Брак в Кане» (1562, Лувр) для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Сто тридцать восемь фигур изобразил художник в этой картине, размером 6,6х9,9 метра, исполнив ее за пятнадцать месяцев. На фоне балюстрады дворца с коринфскими колоннами развертывается сцена пира со столами, уставленными символами таинства Евхаристии - агнца на блюде, хлебов, чаш вина. Образ Христа и сцена его триумфа в этом «пире» призваны, возможно, символизировать власть дожа, а сама переданная художником полная праздничного великолепия сцена чуда Христа напоминает театрализованные общественные трапезы, происходившие на площадях и улицах Венеции, в скуолах, по случаю приемов дожа, которые имели свой разработанный ритуал. В персонажах легендарной истории, слугах, гостях, музыкантах узнаваемы лица современников художника. В дальнейшем Веронезе будет вновь обращаться к написанию сцен общественных «пиров», в которых, возможно, нашла отражение идея объединения венецианского общества в 1560-70-е годы как основы мифа о Венеции - идеальном государстве, поддерживаемая главным сановником Республики - дожем и патрициатом.

Среди монументальных работ 1560-х годов одной из самых значительных явилась роспись виллы в Мазер, заказанной братьями А. и Д. Барбаро. Выстроенная Палладио у подножия Азоланских холмов, вилла была окружена великолепным парком, украшенным скульптурой А. Виттория. Веронезе украсил росписями купол и своды центрального зала - Зала Олимпа и прилегающих к нему помещений (плафоны и стены сплошь покрыты фресками). Автором программы был Даниэле Барбаро, знаток древних авторов, комментатор Витрувия. Веронезе изобразил в плафоне центрального зала Юпитера, Венеру, Марса, Диану, Меркурия, а по углам фигуры Огня, Земли, Воды и Воздуха, в люнетах (см. ЛЮНЕТ (в архитектуре)) - группы аллегорических фигур, олицетворяющих времена года. На стенах комнат с большой фантазией представлены жанровые сценки - хозяйка дома со служанкой на балконе, служанка, заглядывающая в дверь; с большим мастерством написаны и пейзажи в архитектурных обрамлениях, мотивы которых (сама вилла, аллеи парка, сад) заимствованы с натуры. Колорит росписей пейзажей художник стремился соотнести с пленэрными наблюдениями различных времен года. Весь ансамбль росписей создает радостное настроение, тонко гармонируя с архитектурой Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа), пейзажным окружением.

Во второй пол. 1560 - нач. 1570-х годов Веронезе был создан ряд станковых произведений: «Семейство Дария у ног Александра» (ок. 1570, Лондон, Национальная галерея), цикл полотен для семейства Куччина («Семейство Куччина перед Мадонной», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов», все 1571-1573, Дрезден, Картинная галерея), полотно «Христос и Сотник» (1570-е годы, Мадрид, Прадо). Его внимание привлекает постановка проблем нравственно-этического содержания, но сюжеты трактованы без драматизма, с большой достоверностью и с тонким чувством передачи естественного движения и эмоций персонажей, венецианской красочностью в передаче костюмов и архитектурного обрамления сцен.

Значительными работами 1570-х годов явились полотна «Пир в доме Ливия» (1573, Венеция, Галереи Академии) и «Битва при Лепанто» (1571, там же). Первое развивало тему «трапез господних» и называлось сначала «Тайная вечеря». Но из-за доноса Веронезе был вынужден оправдываться перед инквизицией за вольную трактовку сюжета из Священного писания и полотно получило новое название. В сцене битвы художник представил эпизод из событий Кипрской войны 1570-1571, изобразив внизу сражение турецких и венецианских галер, а вверху - поклонение Мадонне жителей Венеции и олицетворения города в знак благодарности за помощь в победе венецианскому флоту.

Образ прекрасной светловолосой венецианки, олицетворяющей царицу Адриатики - Венецию, Веронезе ввел и в роспись «Триумф Венеции» во дворце дожей (1585). Ее венчает Победа, а перед изображенной иллюзорной балюстрадой толпятся горожане, принимающие участие в этом величественном спектакле, призванном прославить могущество Республики Св. Марка. В этой поздней работе во всю силу вновь прозвучал великолепный колористический дар художника, раскрылся его выдающийся талант декоратора, умение наделить аллегорическую сцену тонкой поэтичностью. Искусство Паоло Веронезе оказало значительное влияние на мастеров 18 столетия. К его наследию проявляли большой интерес венецианские «виртуозы» (С. Риччи (см. РИЧЧИ Себастьяно), Дж. Б. Питтони, Дж. А. Пеллегрини и др.), Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), а также другие мастера, работавшие в так называемой неоверонезовской манере. Они пытались передать в его манере нежное окутывающее фигуры сфумато (см. СФУМАТО), сильные потоки золотящего предметы света, архитектурные фоны, наделить поэтичностью изображение мифологических и аллегорических сцен. Искусство Веронезе вызывало интерес и мастеров 19 столетия, осваивавших законы подлинно пленэрной живописи (В. Суриков (см. СУРИКОВ Василий Иванович), В. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич)).

Энциклопедия Кольера

ВЕРОНЕЗЕ Паоло (Veronese, Paolo)

(1528-1588), итальянский художник, представитель венецианской школы; родился в 1528 в Вероне. Настоящее имя - Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari). Он был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле, от которых и получил первоначальное художественное образование. На Веронезе оказали влияние веронские художники Доменико Брузазорчи и Паоло Фаринато; важную роль в его творческом формировании сыграл традиционный интерес мастеров веронской школы к архитектурно-пространственным композициям. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны. К 1553 Веронезе уже работал в Венеции; композиции, выполненные им для украшения Дворца дожей и сакристии церкви Сан Себастьяно, были оценены столь же высоко, как произведения его старших современников - Тициана и Тинторетто. Благодаря покровительству Тициана Веронезе участвовал в украшении плафонов в новой библиотеке Сан Марко. Этот заказ был выполнен к 1560. С тех пор и до самой смерти Веронезе оставался самым деятельным и блестящим мастером монументально-декоративной живописи; он работал как для городских и церковных властей, так и для частных лиц. Персонажи его огромных композиций исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты и представляют церемониальную сторону венецианской жизни 16 в. во всем ее великолепии. Веронезе продолжил и обогатил традицию изображения празднеств, идущую от Джентиле Беллини и Карпаччо. В его произведениях нет психологической силы, отличающей портреты Тициана, или глубокого духовного содержания, присущего работам Тинторетто, но он остается непревзойденным среди венецианцев колористом и мастером сложных пространственных композиций. Отсутствие интереса к точной передаче деталей библейского текста и к их традиционной интерпретации нашло отражение в серии картин с изображением великолепных пиров, таких, как Брак в Кане (Лувр) и Пир в доме Левия (Венеция, галерея Академии). Включение в композиции такого множества жанровых эпизодов и столь светская трактовка сюжетов Священного Писания вызвали недовольство Инквизиции, однако Веронезе удалось избежать обвинения в ереси. В последние годы жизни он был занят восстановлением декорации интерьеров Дворца дожей, пострадавшей от пожара 1577. Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588.

Фреска. 1566 - 1568. Мазер, вилла Барбаро.

"Явление деве Марии". 1555.

ЛИТЕРАТУРА

Антонова И.А. Паоло Веронезе [[Альбом]]. М., 1963

Полезные сервисы